Лорд Гренвилл Редсток родился в 1833 г. в Англии в семье, принадлежавшей к старинному аристократическому роду. В период учебы в Оксфордском университете он был направлен для участия в Крымской войне. В Крыму заразился тяжелой формой лихорадки и был близок к смерти. Он был обеспокоен судьбой своей души. Находившийся рядом друг, бывший прежде миссионером в Индии, указал ему на Христа. Редсток уверовал и искренне покаялся. Господь не только спас его душу, но и исцелил от болезни. Вернувшись в Англию, лорд Редсток отказался от государственной карьеры и посвятил себя служению Господу. Он проводил собрания, на которых сотни людей приходили к познанию Христа. В 1872 г. он проводил собрания в Швейцарии. Их посещали и великосветские дамы из Петербурга. Слушая благодатные проповеди лорда, они пришли к мысли: «Вот человек, который нужен России», - и пригласили его приехать в Петербург. Это стало исполнением сокровенного желания Редстока, молившегося о русском народе в течение 10 лет. В Петербург он прибыл в феврале 1874 года и стал проповедовать в аристократических салонах. Его проповедь была очень проста. Он не угрожал слушателям муками ада, но объяснял безмерную любовь Бога, на которую люди отвечают жестоким равнодушием. Его слова проникали глубоко в сердце, заставляли людей понять, какая в них низкая неблагодарность. За первые три года его труда в Петербурге многие обратились ко Христу, причем не только из аристократов, но и из простого народа. В числе обращенных были гвардии полковник в отставке В.А.Пашков, граф М.М.Корф, министр путей сообщения, граф А.П.Бобринский и многие дамы высшего света. Граф Корф писал о Редстоке: «Догматическим богословием он не занимался, но зато основательно был знаком со всей Библией и любил ее, как письмо любимого друга. Его простая, детская любовь к Христу и Слову Божьему поражала каждого. Я не встречал еще такого ревностного верующего, который с такой любовью старался бы убедить меня, на основании Священного Писания, что Христос спас меня Своею искупительной кровью от вечной погибели». В 1878 г. активная фаза служения Редстока в Петербурге завершилась, но евангельское дело успешно развивалось и далее, уже под руководством полковника В.А.Пашкова. С 1880 по 1910 год неутомимый Редсток семь раз побывал в Индии, оставив и там глубокий след в истории евангелизации этой страны. Последние годы он служил Господу во Франции, где и закончился его земной путь в Париже в 1913 г.
Гвардии полковник в отставке Василий Александрович Пашков был одним из богатейших людей России своего времени. Вот каким запечатлело его перо современника: «Красивый брюнет, роста выше среднего, с манерами и обращением чистого аристократа, он имел приятный тенор, большие выразительные глаза. К делам веры, церкви и религии В. А. Пашков был совершенно равнодушен, а в вопросах канонических по-детски невежествен. О набожности никогда не зарождалось и мыслей в голове В. А. Пашкова - страстного охотника, любителя танцев, балов, крупного игрока в карты и лихого наездника». Что же заставило этого блестящего аристократа полностью пересмотреть свои жизненные ценности и кардинально изменить свою жизнь? Сильное воздействие на него оказала молитва служителя Божьего - лорда Редстока. В 1874 году Пашков всей душой уверовал в Христа как своего личного Спасителя и верой получил прощение грехов. Встав с колен, он был уже не тем человеком, что прежде, но стал новым творением во Христе Иисусе. С момента обращения Пашков вдохновился желанием возвещать людям о великой благодати Божией. Он сделался мощным орудием в руках Бога, отдав на служение Господу не только себя, но и свое богатство. В 1876 году под председательством Пашкова было учреждено «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», издававшее литературу христианского содержания. Для распространения Св. Писания, книг и брошюр Общество имело книгонош, которые разъезжали по всей России. Дом Пашкова на Гагаринской набережной (ныне: наб. Кутузова, дом 10) стал оживленным местом евангельских богослужений в Петербурге. Василий Александрович не ограничивался собраниями, он ходил в больницы и тюрьмы, чтобы и больным, и заключенным принести Благую весть о Христе. Бывали поразительные обращения среди преступников, а также исцеления больных по вере. Пашков обладал даром исцеления. Василий Александрович был ревностен и бесстрашен в своем служении Господу. Однажды, узнав, что эскадрон кавалергадского полка, в котором он некогда служил, должен был пройти мимо его дома, Пашков вышел ему навстречу с пачкой Евангелий. Обратившись к командиру, он попросил разрешения раздать их солдатам, на что тот дал своё согласие. Солдаты спешились, и каждый получил по Новому Завету. Вместе со своим другом Модестом Корфом, он посещал чайные, где зимой обогревались извозчики. Пашков служил не только словом, но и добрыми делами. Василий Александрович открыл столовую в своем доме в Ломанском переулке на Выборгской Стороне. Там за очень небольшую плату можно было прилично поесть. Пашков проводил собрания и в своих имениях в Нижегородской, Московской и Тамбовской губерниях, где распространял Евангелие среди местного населения. В 1884 году по инициативе Пашкова и Корфа был созван съезд в Петербурге, в котором приняли участие представители разных течений евангельского пробуждения в России. Этот съезд был прерван полицией, после чего Пашкову было предложено отказаться от проповеди Евангелия, в противном случае, ему грозило изгнание из России. Пашков не пошел на компромисс и предпочел остаться верным Христу. Верный слуга Божий, живя на чужбине, в Англии и Франции, не переставал и там возвещать Евангелие любви Божией. Многие годы он мечтал о возвращении в родное отечество. Но только один раз, в 1887 году Василий Александрович получил разрешение приехать в Россию на несколько месяцев, но остаться на родине власти ему не позволили. Земной путь Пашкова окончился в 1902 году. На надгробии его могилы, находящейся в Риме, начертаны слова: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:10).
У могилы Пашкова
Граф Модест Модестович Корф родился в 1842 г. в аристократической семье, приближенной к царскому двору. В 18 лет он поступил на государственную службу, к которой его готовили с детских лет. Молодым человеком вел нравственный образ жизни, имел в своем сердце страх Божий, старался исполнять все предписания православной церкви, полагая, что этого достаточно, чтобы угодить Богу. Он признавал тот факт, что Иисус Христос был распят на Голгофском кресте, но мира в сердце его не было, поскольку он думал, что человек на земле не может быть уверен в своем спасении, а узнает об этом только на небе. Корф родился свыше, слушая проповеди лорда Редстока в 1874 году. После этого он стал активным тружеником на ниве Божией. Проповедь Евангелия, посещение тюрем, работа в «Обществе поощрения духовно-нравственного чтения», созыв вместе с Пашковым съезда евангельских верующих России - вот далеко неполный перечень его дел для Господа. В 1884 г., за несогласие прекратить проповедь Евангелия, Корф был выслан из России. За границей, в Германии и Швейцарии, продолжался его неустанный труд для Господа. Граф Корф дожил до глубокой старости, и на 92-м году жизни отошел в вечные небесные обители, до конца оставшись верным Христу и евангельскому учению. Вильгельм Фетлер написал по случаю его кончины: «В своей жизни мне довелось встретиться с тремя святыми людьми, которых имена часто мне приходят на память: лорд Редсток, Саду Сундар Сингх и граф Корф. Граф Модест Модестович Корф был необыкновенно способным благовестником Евангелия своим соотечественникам. Меня не раз удивляло его имя, которое также носил и его отец. В своей жизни я только раз встретился с таким именем (Модест означает «скромный»). Это очень необыкновенное имя у русских. Но еще более необыкновенное явление – соответствовать характером своему имени. Граф Корф был воплощением скромности для тех из нас, кто знал его. Конечно, всегда в нем можно было заметить графа, но это был воистину скромный граф. Встречаясь и говоря с ним, вы всегда чувствовали себя так, как бы разговаривали с вашим родным отцом или другом».
Граф Бобринский принадлежал к одной из древнейших аристократических русских фамилий. Он был правнуком императрицы Екатерины II. Бобринский родился 19 февраля 1826 г. в г. Павловске Петербургской губернии, загородной резиденции российских императоров. В 1844 году окончил Царскосельский лицей. С 1844 года по 1846 год служил в Министерстве иностранных дел. В 1846 году, после выхода в отставку, уехал в Богородицкий уезд Тульской губернии, где был избран уездным предводителем дворянства. Там он активно занимался хозяйственной деятельностью. В 1848 году построил в городе Богородицке сахарный завод. Для обеспечения завода сырьем, сахарной свеклой, создал пять хуторских хозяйств. Для обеспечения завода топливом в 1856 году заложил Товарковскую угольную копь - одну из первых в Подмосковном угольном бассейне. Мирные заботы молодого помещика прервала Крымская война.
родился в Германии в городе Эссене в 1823 году. Его отец был известным ученым-орнитологом. В молодости Фридрих много путешествовал: объездил всю Германию, а затем и Австралию. Степень доктора философии он получил в университете города Фрейбурга. В 1859 году он переехал жить в Англию. Новая страница его жизни началась в 1866 году, когда на евангелизационном собрании, проводимом лордом Редстоком в Уэстон-Супер-Маре, Бедекер пережил духовное возрождение. То, что произошло, он выразил следующим словами: «Я вошел в собрание гордым немецким атеистом, а вышел оттуда смиренным учеником Господа Иисуса Христа».
Этот человек (фото) был и остается живой легендой. Мощный дух, духовная зоркость, глубокий внутренний покой, при том, что внешние события его жизни были весьма бурными. Духовное рождение И. В. Каргеля произошло в годы юности в Тифлисе, где он и принял крещение в 1869 г. в р. Куре. Будучи молодым человеком, Каргель с жаждой читал Слово Божие, очаровываясь запечатленным на его страницах образом Спасителя. Желая лучше познать Христа, он отправился учиться и спустя год окончил Гамбургскую баптистскую семинарию. С 1875 по 1880 годы Каргель был пастором общины немецких баптистов в Петербурге. В этот период он познакомился с В.А.Пашковым, чья проповедь и личное свидетельство чрезвычайно тронули его сердце. С того времени Каргель обрел в лице Пашкова своего «духовного отца».
Иван Степанович Проханов родился в семье молокан во Владикавказе. Там он и принял крещение по вере в общине баптистов в 17-летнем возрасте. В 1893 г. окончил Технологический институт в Петербурге. В 1895 г., во время суровых гонений, выехал за границу, где слушал лекции и учился в различных учебных заведениях Англии, Германии и Франции. В этот период расцвел поэтический талант Проханова. Он стал писать стихи, на которые приглашенные им композиторы писали и подбирали музыку. Его стараниями в 1902 году был издан замечательный сборник духовных песен «Гусли». В Европе он изучил несколько языков, что помогло в отборе и переводе текстов духовных гимнов на русский язык. Он также публиковал материалы о гонениях на верующих в России и посылал для них на родину финансовую помощь. В 1898 г. Проханов по пути в Россию выполнил ответственную миссию на острове Кипр, где в ужасных условиях находились отплывшие из России в Канаду духоборы. В пути случилась эпидемия, и в результате несчастные скитальцы были высажены на этот остров, где пребывали в тяжелых условиях карантина. Организационные способности Проханова пришлись здесь очень кстати. Однако, ухаживая за больными, он и сам заболел и был близок к смерти, но по милости Божьей получил исцеление и смог вернуться в Россию. В 1901 г. Проханов женился в Тифлисе и вскоре переехал с женой Анной в Петербург. Здесь он занялся издательской деятельностью: печатал Библии, Новые Заветы, Симфонии, духовную литературу, издавал журнал «Христианин» (фото), газету «Утренняя звезда» (фото). С 1909 по 1928 годы Проханов напряженно трудился в качестве бессменного Председателя Всероссийского союза евангельских христиан, руководил работой десяти союзных съездов. После революции 1917 г. в течение нескольких лет он активно взаимодействовал с некоторыми ветвями православной церкви, надеясь реформировать православие в евангельском духе. В 1920-е годы Проханов организовал Библейские курсы в Ленинграде и преподавал на них. Желая сделать учение Христа достоянием каждого человека, он вынашивал идею строительства в Сибири города Солнца, в котором жизнь, основанная на Евангелии, стала бы общим достоянием и примером для подражания. Но власти, сначала дав разрешение на этот грандиозный проект, вскоре отклонили его. В 1928 г. Проханов выехал за границу на Всемирный съезд баптистов в Торонто. Вскоре в России начались суровые гонения на Церковь, и он остался за границей. Последние годы жизни Проханов занимался организацией русских евангельских церквей по всему миру, особенно в Европе и Америке, и сбором помощи для страдающих на родине братьев. В 1935 г. в результате тяжелой болезни закончился его земной путь. Перед смертью Иван Степанович обратился ко всем с прощальным письмом. В нем он просил прощения у всех, кого чем-либо обидел, и в свою очередь прощал всем. Письменное наследие Проханова включает 1037 песенных текстов (из них оригинальных - 624 и переведенных - 413), документ «Вероучение евангельских христиан», книгу «Краткое учение о проповеди», автобиографию «В котле России», а также значительное число проповедей.
Выдающийся труженик на ниве Божией, Вильгельм Фетлер родился в 1883 году в городе Талсы в Латвии в семье баптистского служителя Андреаса Фетлера. В возрасте 15 лет Вильгельм принял Иисуса в свое сердце и был крещен своим отцом, а в 21 год он услышал Божий призыв и принял решение нести Евангелие людям Российской империи. С 1903 по 1907 год Фетлер учился в баптистском колледже Сперджена в Лондоне. По его окончании он прибыл в Санкт-Петербург, где развернул энергичную миссионерскую деятельность. В результате, кроме уже существовавшей в столице общины евангельских христиан, здесь образовалась община баптистов. Затем при его содействии была открыта баптистская община и в Москве. Фетлер понимал важность печатного слова. Он организовал «Книгоиздательство духовной литературы». В 1909 году издавал журнал «Вера», а с 1910 года журнал «Гость», ставший одним из лучших журналов духовного пробуждения в России. Необычной инициативой Фетлера стало проведение в Петербурге «полуночных собраний» для проституток, пьяниц, нищих и бездомных. Благодаря этому начинанию немало падших людей было спасено Христом от самоубийств и от пагубной жизни на самом дне общества. В 1911 году под руководством Фетлера был построен и торжественно освящен Дом Евангелия на Васильевском острове. Его главный зал был рассчитан на две тысячи мест, но в особых случаях мог вместить до трех тысяч. Это был самый большой молитвенный дом баптистов в России. Разрешение на покупку земли под это здание было дано лично императором Николаем II. В годы Первой мировой войны в стране снова начались преследования баптистов. В ноябре 1914 года власти решили сослать Фетлера в Сибирь, однако по ходатайству великосветских друзей эта мера была заменена для него высылкой из России. За семь лет труда в Санкт-Петербурге Фетлером было сделано удивительно много. Со своей неистощимой энергией он устремлялся из одного места в другое. Друзья просили его не жечь себя, как свечу, сразу с двух сторон, но он отвечал, что жег бы себя даже с четырех, если бы это было возможно. Все последующие годы, живя за границей, он занимался пасторской, преподавательской и издательской деятельностью, организовывал новые церкви, открывал молитвенные дома. Но никогда Фетлер не переставал думать об евангелизации России. Его пылкая натура и стойкая любовь к русскому народу выразились даже в смене имени: за границей Вильгельм Фетлер стал Василием Маловым. Особенно успешной была его работа среди русских военнопленных в годы Первой мировой войны, в результате которой покаялось более 20 тысяч человек, а 500 из них окончили специальные Библейские курсы. Когда военнопленные вернулись домой, то результатом их проповеди стало образование нескольких сотен новых церквей по всей России. Фетлер говорил: «Россия выдворила меня одного, но Бог помог мне послать в Россию 20 тысяч миссионеров». С 1915 по 1920 годы он трудился в Америке, затем в Европе, причем с 1923 по 1939 годы – в Латвии. В Риге Фетлер организовывал публичные марши верующих через весь город. Колонну возглавлял церковный оркестр, в котором играли на духовых инструментах его дети. Шествие заканчивалось проведением собрания в городском парке, где он проповедовал Евангелие при многотысячном стечении народа. Последние 18 лет жизни Вильгельм Фетлер (ставший в 1946 г. Василием Маловым) провел в Соединенных Штатах Америки, где он и отошел в вечность в 1957 году. Нельзя не упомянуть, что у него и его жены Варвары было 13 детей, составивших семейный оркестр и славивших Господа игрой на духовых инструментах.
Дом Евангелия на Васильевском острове
Семья Фетлера